Немного фактов из жизни Хундертвассера)
-Фридрих Стовассер родился 15 декабря 1928 г. в Вене, в еврейской семье. После прихода к власти нацистов все родственники Фридриха стали жертвами Холокоста.
-Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую, славянскую часть своей фамилии (Сто — Hundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих. Части нового имени – Фриденсрайх Хундертвассер – значили «царство мира» и «сто вод».
-Он успел проучиться всего три месяца в венской Академии изящных искусств. В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня бросил занятия.
-Дважды женился - один раз в Гибралтаре, другой - в Японии. Первый брак продержался два года, второй - пять.
-Хундертвассер всегда носил разные носки. Об этом вам расскажет каждый житель Вены - с восторгом или с презрением.
-Хундертвассер cочинил манифест "Право на третью кожу", который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. В 1970-х годах в Вене архитектор пришел голым и в клетчатой кепке на телевизионное шоу «Как нам обустроить город», он призвал вернуться к матушке-природе, отказаться от прямых линий и использовать в строительстве только натуральные материалы. «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», – говорил он. Еще он устраивал мужской стриптиз перед тогдашним мэром Вены во время борьбы за проект своего Дома.
-После семидесяти лет художник стал всюду появляться в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало зависть и любопытство коллег и деловых партнеров.
-В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку где-то внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его приятеля Базоном Броком (Bazon Broch) и Харальдом Шульцем (Harald Schult) непрерывно рисовали линию на стенах (сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти вырубили электричество). Все закончилось скандалом: перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 метра. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение.
-В последние годы Хундертвассер подолгу жил в Новой Зеландии, где владел недвижимостью и откуда отправился на яхте «Королева Елизавета II» на родину в Австрию. Хундертвассер умер от инфаркта, в субботу 19 февраля 2000 г., в Тихом океане на борту лайнера. Согласно его желанию он похоронен в гармонии с природой в своем саду «счастливых мертвецов» в Новой Зеландии под тюльпанным тополем.
-Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна. Сегодня графические работы Хундертвассера занимают почетный этаж в KunstHaus.
-Хундертвассер был удостоен Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли Штирия.
-Первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры.
-Хундертвассер создал проект флага для Новой Зеландии и Флага мира для Ближнего Востока, на котором соседствовали зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне. Сопровождало флаг издание Манифеста мира.
-Хундертвассер с радостью брался за все. Он не считал зазорным заниматься тем, от чего любой мэтр шарахнулся бы. Казалось бы, что еще нужно удачливому архитектору и известному на весь мир графику? А нужно ему в ничтожной ерунде, как, например, дизайн жетонов для казино, видеть художественную ценность. К слову, казино в Австрии всего ничего, шестнадцать штук, так что бизнес это солидный и престижный. Поэтому и жетоны Хундертвассер делает не простые, а художественные. С теми же чувствами он берется за дизайн телефонных карточек (привет коллекционерам), почтовых марок (в 1997 году получил гран-при филателистов Германии) и плакатов. Хундертвассер увлекался собственным проектом Библии и параллельно разрабатывал внешний дизайн для "Боинга В 757" германских линий "Кондор". Он строит летние деревни, рынки, оформлял книжные обложки для библиоклубов. Его произведения щедро разбросаны по миру. В Токио установлена инсталляция "Памятник часам XXI века". В Португали, на Восточном вокзале Лиссабона находится его грандиозное панно из изразцов "Погружение Атлантиды".
-Не являясь архитектором, Фриденсрайх Хундертвассер сумел создать самобытное и яркое направление в архитектуре. Его произведения не спутаешь с другими. Они стали объектами паломничества туристов. В родной Австрии его величают не иначе, как «Мастер», а спроектированные им музей и здание Хундертвассер Хаус, являются одними из самых известных достопримечательностей старой Вены и объектами, притягивающими взор любознательных туристов. Так что смело оставляйте роскошные дворцы и музеи, Бельведер не заметит вашего отсутствия, простит вас и Отто Вагнер, автор блестящих зданий в югендстиле. Прямым ходом двигайтесь в сторону Ландштрассе, пробирайтесь сквозь зеленые джунгли растений, садитесь в кафе около KunstHaus, любуйтесь разноцветным витражом и думайте о том, что жизнь прекрасна.
-Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.
-Хундертвассер считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы управлять рукой художника. Он выдвинул собственную программу “трансавтоматизма” (Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре), призванного спонтанно-творчески высвобождать природные энергии, заблокированные цивилизацией.
-Концепция "экологического дома". Хундертвассер декларировал экологическую бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. “Человек и природа должны жить в гармонии” — один из главных тезисов Ф. Хундертвассера. Во всех его архитектурных произведениях активно присутствует природа. Кусты и деревья украшают балконы и террасы, крыши зданий покрывает буйная растительность. Архитектор считал, что при строительстве люди забирают часть природы, и это необходимо компенсировать, предоставив деревьям и траве место в доме и на нём. Поэтому все горизонтальные ярусы своих построек он старался заполнять зелёными насаждениями. Так появились «деревьями-квартиросъёмщиками». Во главу угла Хундертвассер ставил землю и все на ней произрастающее, он считал, что человек, как порождение земли, должен жить в гармонии с природой, а не находиться в вечной конфронтации с ней. У природы нет прямых линий и углов. Поэтому признанных мэтров архитектуры (Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ) он признавал врагами гуманизма и восхищался барселонским отшельником Антонио Гауди.
-Экологичность Хундертвассер воплощал даже при создании собственных красок. Хундертвассер пользовался желтым и красным кирпичом, углем, глиной, известью, землей. Они грубее промышленных, но их можно видеть и чувствовать.
-Символы творчества:
"Спираль – как отображение скругленной бесконечной линии, показывающей вечное превращение форм жизни". Спираль стала на всю жизнь любимой темой, формой и содержанием архитектора. Даже любимое животное Хундертвассера — улитка с домиком на спине (см. его проект флага для Новой Зеландии).
-Хундертвассер называл себя «архитектурным врачом» и превращал мрачные и строгие здания в красочную и игрушечную фантазию.
"Окна – как форма прорыва, способа взглянуть в иной мир" и "Война прямым линиям". В свое время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на самоопределение. "Прямая линия - порождение дьявола, она ведет к разрушению человечества". Прямые линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии. Дома с упорядоченными линиями фасадов он уподоблял концлагерю, считая, что каждое окно индивидуально и имеет право на свою жизнь. Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон. И если природа обходится без прямых линий и углов, значит, они не так уж и нужны.
-Правило длины руки. Житель квартиры имеет право высунуться за окно и оформить все, что находится в пределах досягаемости его рук так, как ему нравится.